"Махновцы одевались круто" |
Выпущенная в июле на экран Первым каналом историческая драма "Девять жизней Нестора Махно" в постановке режиссера Николая Каптана оказалась на удивление успешным проектом. Фильм, появившийся на DVD еще в прошлом году, знатоки оценили сразу. Теперь с ним познакомился и массовый зритель. Триумф ошеломляющий - картина бьет все рейтинги популярности, что с учетом летнего - мертвого - сезона выглядит удачей вдвойне. Сегодня мы представляем вам беседу с актером Даниилом Белых, который сыграл роль сподвижника Махно, боевика и анархиста Федосия Щуся.
- Сериал основан на реальных событиях или присутствует некая "махновская вольница"? - Фильм реален максимально. Мы снимали историю жизни одного из ключевых деятелей гражданской войны, самого упертого и последовательного русского анархиста. Создатели фильма изучили сотни ранее неизвестных документов, которые показывают Нестора Махно как чрезвычайно сложную личность. - На мой взгляд, самое удивительное, что у вас Махно представлен не полным психопатом, каким его показывали до сих пор. - Вот именно. На сегодня наш фильм - единственный, где образ Махно раскрывается наиболее объективно. - Вы готовились к своей роли Федосия Щуся "на научной основе"? - Я человек исторически безграмотный. Потому обратился к своему школьному учителю истории, и он мне рассказал, что происходило в тот период. Режиссеру не пришлось долго объяснять задачу. Я пришел на съемочную площадку достаточно подготовленным. - В фильме широко представлены масштабные батальные сцены. Не многовато ли их для сериального кино? - По-моему, их слишком много. И человеку, не очень разбирающемуся в тонкостях эпохи гражданской войны, порой трудно понять, кто, за что и с кем сражается. Я ставил перед собой более скромную задачу: показать великую трагедию России через человеческие отношения. Мой персонаж, будучи соратником Нестора Махно, собственноручно убивает его жену и ребенка. Тут большой простор для актерской фантазии. Щусь прошел с Махно долгий боевой путь. Он из тех оголтелых бойцов, кто искренно считал, что все проблемы можно решить выстрелом. - Где проходили съемки? - По всей Украине - в местах, где гулял батька Махно. Там сохранилось немало деревень с хатами и дворами словно из тех лет. Мы испытывали невероятное вдохновение именно из-за того, что чувствовали себя погруженными в реальную атмосферу. К нам подходили участники массовки, местные жители, и рассказывали, что их дед или бабка были лично знакомы с Махно. Все отзывались о нем с большой теплотой и симпатией. - Свою роль, наверное, сыграло и то, что независимая Украина активно переоценивает свое прошлое? - Нет. Махно воевал на своей территории, за интересы земляков, простых крестьян. Он создал для них все условия для свободного труда, его "республика", то есть районы, которые он контролировал, экономически процветали. И желание Красной армии захватить плоды его деятельности и воспользоваться ими вызывало оправданное сопротивление местного населения. - Где вы научились так лихо скакать на лошади? - В подмосковном Голицыне, где расположен конный полк Министерства обороны. Но в нашей ленте снимался местный, украинский конный полк. Мне досталась очень умная лошадь, необыкновенно подвижная и выносливая. Могла мчаться во весь опор по любой местности, в том числе по вспаханному полю. И я выгляжу на ней, смею надеяться, грациозно, мой герой лихо скачет, имея на себе два нагана, саблю, пулеметные ленты крест-накрест, да еще держит в руках развевающееся на ветру черное знамя. - А где подбирали шашки и наганы? - На Украине. И все подлинное, "музейное" и очень удобное в обращении. Армия Махно передвигалась со скоростью сто километров в сутки. Поэтому у всадника маузер не может хлопать по ляжке, как показано во многих фильмах. Все обязано быть пригнано до миллиметра, чтобы было удобно мгновенно вытащить оружие и стрелять на ходу. Кроме того, бойцы Махно одевались так, чтобы выглядеть круто - как тогда говорили, щегольски. Мы старались им соответствовать. Военная форма тоже была подлинной, настолько удобной и практичной, что я себя чувствовал в ней как в собственной коже. - Легко освоили приемы владения шашкой? - Я старался идти от собственного представления о логике боя. Тут же забыл, чему меня учили профессиональные кавалеристы, и постарался добиться зрелищности не "киношным" размахиванием шашкой - совершал именно те движения, с помощью которых в бою реально рубят противника. - Значит, современные кавалеристы уже забыли, как одним махом снести человеку голову? - Отношение казаков и кавалеристов к ведению боя, к оружию сильно отличаются. Самое большее, на что способны кавалеристы, это изящно срубить лозу. А сегодняшние украинские казаки, потомки махновцев, с одного удара легко разрубают поперек жестяное ведро. У махновцев шашка была не предметом гордости и понтов, как у кавалеристов, а боевым оружием. Как тебе удобно, так и рубишь, не задумываясь, насколько это эффектно. Вообще в исторических фильмах много неточностей. Сколько мы видели, скажем, как чапаевцы скачут, махая шашками. Но так не бывает. Шашки вынимали из ножен, когда вплотную встречались с противником. Иначе, если ею впустую размахивать, то либо уши коню снесешь, либо товарища поранишь. - Несчастные случаи на съемках бывали? - Без них в батальных сценах не обходится. То у кого-то нога в колесо тачанки попадет. То кто-то из массовки... напьется и вывалится из седла. Но хорошо то, что после съемок не надо переодеваться, ехать домой, утром снова тащиться на студию, опять переодеваться. Мы жили в той одежде, в которой снимались. Чувствовали себя участниками событий. Я слился со своим героем. Для меня это были легкие съемки. Когда я посмотрел фильм, то поразился масштабу работы. А на самом деле все происходило на кураже. Вся съемочная группа очень сдружилась, все понимали друг друга с полуслова. - Исполнитель роли Махно Павел Деревянко, на ваш взгляд, справился со своей задачей? - Паша был великолепен. На нем лежала колоссальная ответственность. Ведь сыграть личность такого масштаба - все равно, что сыграть Гамлета. Но Гамлета сыграли уже миллион раз, а Махно - впервые! Вот в чем дело. И еще - короля играет свита. И если свита тебя не играет, ты можешь сколько угодно скакать на коне впереди отряда - фильма не получится. Паша своей упертостью, самоотверженностью сумел стать безусловным лидером, подчинить своей воле свою "армию". - Но ваш герой убил его самых близких людей! - В фильме он Моцарт, а я - Сальери. Человек, который, с одной стороны, им восхищается, с другой - мучительно завидует. Махно по жизни был очень простым человеком, поэтому народ его и любил. А мой герой - несостоявшийся супермен, мечтающий о лаврах героя. Отсюда и его мелкая мстительность. ...Сразу после съемок я уехал в Индию, провел там полгода. Я ведь по жизни разгильдяй. Как только ты привыкаешь к славе, то начинаешь бояться ее потерять, предпринимаешь для этого какие-то усилия, меняешь свою жизнь. И в результате начинаешь выглядеть комично. А я хочу оставаться свободным. - Получается, что за время съемок фильма "Девять жизней Нестора Махно" вы стали убежденным анархистом? - Не без того. |