“За все тебя благодарю”: осторожный оптимизм и сердечный огонь |
Своевременно появившись на наших экранах, сериал “За все тебя благодарю” сразу попал в цель. Не столько поклонники сериалов, сколько люди ученые ломали голову: почему совершенно неожиданно для себя они начали сопереживать героям очередной мыльной оперы?
Ответ на этот вопрос стоит искать не только в талантливых актерах и неожиданных сценарных ходах, но и в самих себе. Несомненно “За все тебя благодарю” — проект, за которым стоит животрепещущая тема материнства, столь актуальная в государстве с кризисной демографической ситуацией. Раньше орудием спасения нации были книги и проповеди. Сегодня их просветительская роль явно перешла к кинематографу и телевидению. Мы все чаще идем от обратного. Мода — реальность нашей жизни. Мало кто читал роман Патрика Зюскинда “Парфюмер”, пока на миллионных тиражах его книги не появилась рыжеволосая красавица из одноименного фильма. Было еще несколько попыток, не без гламура, но все же ярких. Вспомните сериал “Идиот”. Эта попытка донести классику до современников имела огромный успех — все от мала до велика взяли с полки томик Достоевского и перечитали бессмертное творение. То же самое повторилось с “Мастером и Маргаритой”. О достоинствах обоих сериалов можно спорить, но не признать элемента их позитивного воздействия — необъективно. Был и отрицательный момент: на обложках книг тут же появлялись актеры-исполнители. Это поднимало спрос, но одновременно лишало тысячи людей возможности самим создавать образы героев в своем воображении. Увы, следуя за модными течениями, мы так привыкли отказываться от своей индивидуальности, что скорее чувствуем себя лучше без нее, чем с ней. Именно об индивидуальности и пойдет речь в сериале “За все тебя благодарю”. Сериал — вот уж от какого жанра общественность меньше всего ждала свежих ростков новой культуры. “За все тебя благодарю”, будучи производным от стереотипных схем, преодолел их и превратился в нечто более конкретное. Горячий зрительский отклик превзошел все ожидаемые результаты. Повеяло чем-то свежим, чистым, искренним. Картина “За все тебя благодарю”, которую снимали два режиссера — Никола Каптан, Россия, 2005 (первая часть), и Валерий Шалыга, Украина, 2006 (вторая часть), наконец-то прорвала кордон бесконечных “бандитских серий”. Да, этот сериал базируется не на бессмертной классике, а на оригинальной истории, но перед нами не комикс, не гротеск. Уже сама реакция на него красноречиво свидетельствовала о том, что зрители устали от схем, которые за неимением лучшего второпях предлагают наши телеканалы. Каждый сериал — это своеобразная comedia dell’arte — игра масок. Все персонажи строго делятся по категориям, в чистом виде, без примесей: ЗЛОДЕЙ — значит уж такой злодей, что дальше некуда. ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ — всегда идеальная (обычно блондинка), являющая собой кладезь добродетелей и непременно красавица. ПРЕСТУПНИК, ИНТРИГАНКА, ЖЕРТВА (вписанная в сюжет только для характеристики остальных персонажей), ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ, тоже положительный во всех отношениях, КОМИК, СЛУГИ и далее по списку. Все одним цветом, никаких нюансов. И у каждого “хорошего” героя есть свой черный двойник. Схема сериала тоже всем известна и поэтому так популярна: бедная, но достойная девушка попадает в невероятный водоворот драматических событий, страдает, терпит, совершает подвиги мужества и в конце концов обретает счастье. Сериал “За все тебя благодарю” на первый взгляд содержит все ту же историю, только в современных декорациях и без мексиканских напевов. Однако если присмотреться внимательнее, не все так однозначно. Сквозь схему впервые стала все яснее проступать жизненная правда. Сериал посвящен теме материнства и попутно вскрывает многочисленные проблемы современного общества. Перед нами три матери — Аня (главная героиня), Стелла и Вероника. Наиболее ярко, конечно, выделены Аня и Вероника как антиподы. Аня — воплощенное материнство, Вероника и Стелла, становясь матерями, преследуют только корыстные интересы. Точно так же противопоставлены друг другу два бизнесмена — честный и благородный Вадим Андреевич и криминальный делец Борис. Два брата — подонок Алик и самоотверженный Антон. Комичны и трогательны слуги Васильич и Любаша. Жертвами с самого начала выглядят горничная Марина и спивающийся муж Вероники Петр. Главная героиня Аня Терехина (Наталья Солдатова) приезжает откуда-то из провинции в большой город, неопытная, прямолинейная и ограниченная в этой прямолинейности. Она еще не знает жизни и меряет других людей по себе. Однако с самого начала в ней подкупает одно: она прирожденная мама. И даже столкнувшись с предательством любимого, она не переносит на ребенка свое отчаяние и негодование. Одна-одинешенька перед огромной жизнью, полной интриг, коварства и холодного расчета. Материнство преображает Аню. Она взрослеет на глазах. Узкие рамки ее прямолинейности не могут выдержать разнообразия жизненных ситуаций. Получая один за другим горькие, но ценные жизненные уроки, девушка понимает, что единственное существо, рядом с которым она обретает гармонию и счастье, — ее ребенок. А именно его у нее все время отнимают. О подмене детей в роддоме мы догадываемся с первой серии (первая часть), но официально узнаем лишь в последней. Многие зрители, одну за другой глотая серии первой части фильма, спрашивали: “Почему ее в этом доме все обижают, а она все терпит? Пошла бы и рассказала все Вадиму Андреевичу, раз такая правильная!” Ответ прост. Несмотря на свою незащищенность и уязвимость, Аня — самый сильный человек в фильме. В ней есть внутренний стержень, опора. Она прежде всего мать, а потом уже — привлекательная девушка… Далее следовал второй вопрос (на форуме по этому поводу шли бурные споры): “Чего, собственно, все мужики в эту Аню влюбляются! Ничего такого особенного в ней нет”. Действительно, никакой харизмы в Ане Терехиной нет. Наталья Солдатова нашла в своей героине нечто более притягательное, чем сексуальность. В ней абсолютно нет блеска, к которому стремится, пусть и довольно безвкусно, Вероника. В ней нет разгульной чертовщинки Стеллы, отточенного взгляда Марины (Екатерина Масловская) и мягкости Любаши (Олеся Жураковская). Аня — очень нервный, растревоженный и напуганный человек. Но при всем этом ни одна из героинь не может потягаться с ней. Потому что она — мама. Рядом с ребенком она становится мягкой, тихой и гармоничной. Спокойный светлый образ девушки с ребенком на руках мгновенно затмил “свободных” и цинично-агрессивных героинь западных мелодрам, которые уже не первый год в излишке закупают многие российские телеканалы. В этом образе наши молодые люди увидели нечто созидательное и, главное, жизнеутверждающее и чистое. Не этот ли образ воспевали в своих полотнах Леонардо да Винчи и Рафаэль, не он ли вдохновлял Льва Толстого, когда он писал замужнюю Наташу Ростову — образцовую жену и мать? Все мужчины тянутся к Ане не столько из-за того, что она симпатичная, сколько безотчетно ищут в ней мать. Вспомните, как много современных ток-шоу сегодня посвящены темам материнства, семьи и причинам ее распада при, казалось бы, полном материальном благополучии! Именно такая ситуация раскрывается перед нами в “За все тебя благодарю”. Работая наравне с мужчинами, сегодняшние женщины не в силах посвятить себя ребенку и нанимают няню. Именно в качестве няни и появляется Аня в богатом и несчастливом доме Вадима Андреевича. Герои сериала: Алик (Даниил Белых), его мать Вероника, Стелла — когда-то обделенные вниманием родителей, — став взрослыми, расплачиваются за это собственными ошибками и трагедиями. Вадим Андреевич (Иварс Калныньш) вырос без семьи. Два брата — Антон (Олег Мосалев) и Алик — одинаково лишены материнской любви Вероники. Егор (Александр Пашков) тоже не знал счастливого детства. Он — воспитанник детдома. И если внимательно проследить речь Ани — со всеми мужчинами она разговаривает как с детьми, которых нужно пожалеть и успокоить. У большинства зрителей Аня вызывает уважение и некоторую оторопь. Оторопь, потому что слишком правильная — в наш перевернутый модный век это кажется, как выражается молодежь, “сдвигом”. Посмотрите на сегодняшние телешоу, на рекламные плакаты, обложки модных журналов, постеры — не случалось ли вам ловить себя на мысли, что вы везде видите одно и то же лицо, столь схожи между собой гламурные красавицы? Сегодня быть собой все равно что выйти на сцену без грима. Поэтому при всей своей, казалось бы, неприметности (а на самом деле природной естественности) Аня Терехина буквально ослепляет. Наталья Солдатова добивается художественной выразительности минимальными средствами. Это концентрирует наше внимание на внутреннем мире девушки, мире, где сомнения борются с надеждами, страхи — с любовью, а сила духа — с мягкостью характера. Аня приводит в движение всех героев. Она — сквозной образ картины. Вероника — это та же Аня, которая когда-то выбрала деньги. И сломалась. Стелла — все то же отражение. Вот почему, несмотря на все недоумения и раздражения, россиянки сидели у своих телевизоров и жадно следили за развитием событий фильма. Словно обожглись, увидев что-то до боли знакомое. Мысль фильма очень глубокая: в каждом герое есть эта чистота и доброта, которая так видна в Ане. Просто она погребена под пластами совершенных ошибок, нерешенных вопросов, отчаяния и одиночества. И у каждого есть шанс сбросить этот тяжелый груз и снова обрести себя. Злодейка. Всем известно, что не будь в сюжете злодея, добру не с кем было бы сражаться. Создатели “За все тебя благодарю” очень ответственно подошли к выбору актрисы на роль “злодейки-интриганки”, утвердив на нее секс-символ советского экрана Елену Кондулайнен. Из шаблонной “сериальной” злодейки, какой по идее должна была стать Ника, актриса сотворила объемный и живой образ еще молодой, но уже обремененной нелюбимой семьей женщины, которая отчаянно желала выжить и сломила себя, променяв любовь на деньги. С первого появления в ярко-красном, “кричащем” наряде (художник по костюмам — Елена Рукавишникова) вернувшаяся из очередной поездки по Европе Вероника тут же нападает на Аню, унижает ее, требует объяснений у брата. Едва увидев свою горничную Марину, лишает ее почти всей зарплаты за месяц только потому, что вместо “Да, Вероника Андреевна”, получила от забитой девушки только “Да”. Посюсюкав со старшим сыном и почти отпихнув в сторону младшего, она начинает пререкаться с охраной, раздавать команды и плести интриги. Создается впечатление, что она немного не в себе. Потому что приехала из сказки-заграницы в нелюбимый дом, где снова, в лицах, предстали перед ней ее ошибки и нерешенные проблемы. Многие женщины узнали себя в ней. И хотели бы верить, что Вероника справится и найдет выход. Ника-Кондулайнен кричаще безвкусно одета. Взгляд острый, цепкий и холодный. Затянута в корсет. Блондинка с челкой и длинными волосами, она ярко красит губы кровавой помадой и сильно подводит глаза. В ее нелепой одежде соседствуют ярко-красный и зеленый, фиолетовый и желтый. На ней то немыслимые хламиды, то мини, не оставляющие никакого полета для воображения. Сплошные крайности и никакого равновесия. Она то властно выступает светской львицей, покачивая бедрами и высоко неся подбородок, то, придя в ярость, “деревянными” солдатскими шагами нагоняет обидчика. А то воровато семенит, как нашкодившая девчонка. Актриса предложила очень богатую эмоциональную палитру. Ледяное хладнокровие, когда лжет. Сжатые в ниточку губы, презрительно поднятые брови — кривя усмешкой рот, Ника провожает глазами Аню. Сощуренные ищущие глаза, вызывающе вскинутая голова… Актриса, которая сегодня выступает с собственными сольными концертами, наделила героиню жестким голосом гарпии, в котором даже в минуты нежного притворства звучат предупреждающие нотки. Помните сцену, в которой Вадим Андреевич прогоняет Нику из дома? Она тихонько идет по коридору, вслух придумывая, как ей получше извиниться перед братом. Сосредоточенно подбирает жалостливые фразы про мужа-алкоголика и подонка Бориса. Идет по ночному дому, и сама с собой репетирует. Но, застав брата почти бездыханного, с сердечным приступом, тут же забывает “извинительный” монолог. Следует краткая, но поучительная мораль: “Вот видишь, Вадим, как все получается…” Ника-Кондулайнен — очень хитрая и одновременно невероятно простодушная и доверчивая женщина. Гармонии нет даже в ее злодействах. Она плетет интриги против Ани, а сама, как девчонка, попадается на приманку Бориса. Многократно обманутая и осмеянная, уничтоженная в собственных глазах и полная решимости любыми путями отомстить всем на свете, Вероника всегда полна раздражения. Все кажутся ей более счастливыми. Не зря ближе всех ей несчастный Алик (ее старший сын). Единственный, кто вроде бы может ее понять. Он тоже убегает от реальности, прячется от мира, изображая “домашнего идиотика”, забываясь в наркотических грезах, теряя себя в бесконечных картинках телеэкрана, — знакомая ситуация для многих несчастных матерей. Но жизнь и тут безжалостно наказывает Веронику: Алик тайно продает ее драгоценности, чтобы купить наркотики, подшучивает над ней, запросто называет “курицей”, бьет и едва не удушает насмерть, когда она пытается выбросить его героин. А тут еще появляется Аня как мучительное воспоминание о самой себе, еще чистой и принципиальной, Аня, переполненная своим счастливым материнством и слишком непохожая на несчастливых обитателей дома. И дело, конечно, не в деньгах и доме, которые Вадим Андреевич завещал Ане, денег у Вероники достаточно. Ненавидит ее Ника за то, что, войдя в новый дом, девушка абсолютно независима, не ищет покровительства, защиты, не пытается перед кем-то мельтешить, как это делала сама Ника и за что в глубине души не уважает себя. Поэтому она всячески пытается сломить Аню. Выдернуть из-под нее опору. Но девушка терпит все — и унижения, и оговоры, и презрение, и злобу. Потому что в отличие от Вероники боится потерять вовсе не материальные блага. И именно поэтому во второй части сериала, когда отбирать ребенка у Ани нет никакой необходимости, Ника все равно отнимает его. Обретя опору в любви Сергея, она вспоминает о сыновьях. Теперь у нее есть шанс начать жить заново. И Вероника старается собрать разбросанные камни: вернуть Ане ребенка, наладить отношения с сыновьями. То, что она, взрослая женщина, находит в себе силы попросить прощения и сказать сыну: “Я была тебе плохой матерью”, говорит о настоящем характере Ники. О силе ее личности. Антон. Нелюбимый младший сын. Благородная и чистая душа. Человек с убеждениями и идеалами. Олег Мосалев, чья внешность никак не походит на героическую (в классическом понимании этого термина): он невысок, коренаст, чуть полноват, создал образ, который сразу пленил девичьи сердца по всей России. После смуглых диджеев дискотек, прилизанных мальчиков эстрады и бесшабашных посетителей ночных клубов появление такого героя, как Антон, стало глотком свежего воздуха. И снова — благодаря уходу от стандартного представления о герое! Ради Ани Антон готов совершать подвиги, безудержно мечтает о счастье с ней, выбирает для нее красивое платье, дарит цветы, заглядывает в детскую. Ему нужно видет |